Совместите повторное изучение и прямое вспоминание

Я прекрасно понимаю, что изучение предмета во второй (а то и в третий) раз — это замечательный способ закрепить информацию в памяти. Я также прекрасно понимаю, что в большинстве случаев такой возможности, увы, нет. Для поиска нужной информации в памяти приходится использовать более короткий и трудный путь под названием прямое вспоминание. Основная проблема использования этого метода заключается в том, что область поиска неограниченна. Это все равно, что с надеждой смотреть в небо, и ждать, а вдруг появится нужная звезда (т.е. воспоминание)?

Процесс прямого вспоминания можно немного облегчить, если объединить его с некоторыми приемами повторного изучения. Представьте себе, что вас попросили перечислить известные произведения русских писателей, которые вы когда-то читали в школе: Начав думать, вы можете воспользоваться методом вспоминания по подсказкам, т.е. вспоминая, например, фамилию писателя.

  • Пушкин:__________________
  • Достоевский:______________
  • Лермонтов:_______________
  • Толстой:__________________
  • Гоголь:________________
  • Тургенев:_______________

Представим себе, что ваш учитель оказался мягкосердечным человеком и, увидев, как вы обливаетесь потом, предложил вам дополнительную подсказку — первую букву названия каждого произведения.

  • Пушкин: Е__________________
  • Достоевский: П______________
  • Лермонтов: Г_______________
  • Толстой: В________________
  • Гоголь: В__________________
  • Тургенев: О_______________

Я воспользовался этим примером, потому что вы, возможно, уже когда-либо сталкивались с данной информацией и, просматривая

этот список, попытались самостоятельно вспомнить эти произведения. В этом случае вы повторно изучили материал.

Если бы вас попросили повторно изучить список российских императоров и перечислить их в хронологическом порядке, вам пришлось бы выполнить задачу последовательного вспоминания. (Задача последовательного вспоминания — это такая задача, для выполнения которой необходимо вспомнить некую последовательность сведений, как например список императоров в хронологическом порядке.). Предположим, что вас попросили перечислить всех российских императоров, начиная с Петра I, и предоставили в качестве подсказки только первые буквы их фамилий. В этом случае вы повторно изучили информацию, используя привязку по первым буквам, расположенным в определенной последовательности. Как видите, система привязки подталкивает ваши воспоминания путем использования первых букв фамилий императоров, расположенных в хронологическом порядке (более подробно о словах-привязках можно прочитать в "Некоторые уловки для запоминания", а о методах последовательного вспоминания — в "Борьба с забывчивостью"). Используя для вспоминания выученной когда-то информации слова-привязки, вы, скорее всего, хорошо запомните ее на будущее.