Динамическое соответствие

Этот метод пришел из спорта высших достижений. Автор этих строк пять лет работал профессиональным тренером и имел возможность убедиться в эффективности и повсеместной применяемости этого метода. Название метода говорит о том, что упражнения, применяемые для тренировки отдельных физических качеств спортсмена, должны соответствовать динамике данного вида спорта или превосходить его по сложности. Например, метатели копья на тренировках утяжеляют копье, а затем облегчают. Появляется эффект необычайной скорости - и копье летит дальше. Бегуну на специальной бегущей дорожке включают скорость, превышающую мировой рекорд. Это заставляет преодолевать скоростной барьер. Создавая искусственно сложные условия, достигают спортивного сверхэффекта. Но при этом должна сохраняться и техника бега, и идеальный полет копья. То есть мы должны оставаться в определенных рамках, чтобы не разрушить то ценное, что накоплено многолетними тренировками. Поэтому тренировочные нагрузки по силе, скорости, частоте движения должны соответствовать или превосходить соревновательную динамику движения. Все перспективные тренажеры построены на этом. К этому надо стремиться и в развитии памяти. А то может получиться, что в классе, в идеальных условиях, память улучшается, а в жизни, где присутствуют стрессы, помехи, где одновременно и говорят и слушают, переживают и ругаются, делают несколько дел одновременно, где может нехватить времени или не хватить характера и смелости, вы не сможете проявить своих навыков. Примеров тому много.

Мы применяем на уроках упражнения повышенной сложности. Например, при запоминании 10 открыток, разложенных в ряд на столе, мы при запоминании начинаем сдвигать их одновременно с двух сторон. Взгляд начинает бегать туда-сюда, и ученик не может справиться с заданием, хотя до этого, в обычных условиях (когда открытки не сдвигали) он запоминал гораздо большее количество - 50-60 открыток. На уроках мы выполняем два-три дела одновременно. Например, ученик запоминает слова - и при этом должен еще из проволоки сделать фигурку. Или ему диктуют слова в очень быстром темпе, или ученик запоминает цифры и при этом вспоминает и отвечает слова, которые диктовали раньше. В конце курса всегда устраиваем соревнования, в которых моделируем соответствующие ситуации или более сложные, чем в жизни. Например, запоминание падающих со скатерти на пол предметов.